Новости клубаНовости BynKerПубликацииОтзывыКаталогКонференция

  регистрация на сайте печатных машинРегистрация
  история печатных машин Печатная машина
  работа на печатной машине Машинопись
  орфография для печатной машиныОрфография
  оформление документовОформление документов
  вопросы и ответы по печатной машинеВопросы и ответы
  контакты для сайта о печатных машинахКонтакты
  ссылки о печатных машинахБумажные пакеты





ПЕЧАТНЫЕ МАШИНЫ

Описание работы каретки.

Каретка является одной из основных частей. На ней расположены все рычаги и приспособления, которыми оперирует машинистка при исполнении работы. В каретку, на ее вал, вставляется бумага, которая движется вместе с кареткой в строго горизонтальном направлении справа налево, что необходимо для получения ровной печатной строки. Далее, чтобы буквы в строке располагались на равном расстоянии друг от друга, каретка после каждого удара по одному из клавишей клавиатуры, перемещается на одно и то же расстояние, равное шагу письма (2,684 мм), и стопорится специальным устройством.

Движение каретки справа налево осуществляется благодаря действию главной пружины, соединенной с кареткой, тягой (тесьма, ремешок, жила). Главная пружина крепится на задней стороне машины.К началу новой строки, т. е. слева направо, каретка передвигается рукой. Помимо отмеченного выше рабочего хода, каретка может двигаться справа налево свободным ходом, о чем подробнее будет сказано ниже.

Детали каретки опишем в той последовательности, в которой ими пользуется машинистка с момента вставки бумаги в машину.

каретка печатной машины

1 - задний  щиток; 2 - рычаг Освобождения бумаги; 3 - вал; 4 - интервальный  замок;
5- ручка рычага перевода строк; 6 - бумагодержатель; 7 - рычаг свободного хода;
8 - ограничитель хода каретки со стрелкой; 9 - измеритель числа строк (пюпитр).

Задний щиток 1. По его плоскости скользит вниз вставляемая в каретку бумага. Щиток несет на себе два измерителя числа строк 9, расположенные позади щитка.

Рычаг освобождения бумаги на валу каретки 2. Им пользуются, когда нужно вставить толстую закладку или закладку с неровным верхним краем (с бахромой), а также в тех случаях, когда нужно бумагу на валу освободить. Рычаг открывают (поворачивают на себя) и, вставив закладку на вал или выровняв перекос бумаги, обязательно снова закрывают.

Вал 3 представляет собой полый цилиндр, на который плотно надета «рубашка» из вулканизированной резины. С торцов цилиндр закрыт металлическими фланцами, в которые ввинчены две ручки; на оси левой ручки крепится зубчатая шестерня. Чтобы снять вал, нужно отвинтить обе его ручки, вращая их в противоположные стороны (правую - на себя, левую - от себя).

Положив бумагу на задний щиток, вращают вал от себя, при этом бумага навертывается на вал и, огибая его снизу, поднимается вверх.

При вращении вала зубчатая шестерня своими зубьями перекатывается по валику специального рычажка, сцепленного с ней. Вследствие этого, вращение вала дробится на отдельные небольшие элементы, что сопровождается характерными щелчками. Такое прерывистое вращение вала дает возможность получать определенные и равные интервалы между строками, а в случае обнаружения ошибки в написанной строке опустить бумагу на тот же интервал и подвести к «точке печати» для исправления.

Согласно ГОСТ 8274-57 применяются следующие интервалы: одинарный (4 мм), полуторный (6 мм) и двойной (8мм). Кроме того, машина дает возможность получать 0,5 интервала (2 мм) при вращении вала от руки на один щелчок (зубец), 2,5  и 3 интервала.

Вращение вала можно сделать также равномерным и бесшумным. Для этого нужно или отвести лапку рычажка освобождения (валик отойдет от зубцов), или нажать кнопку левой ручки вала и одновременно сдвинуть вправо подвижную муфту на оси ручки.

Равномерное вращение вала применяется в тех случаях, когда написанную страницу нужно вновь вставить на вал (например, при дописывании неоконченной строки) и подогнать эту строку точно в первоначальное положение.

Бумага к валу прижимается снизу резиновым роликом рычага освобождения бумаги, металлическим корытцем, служащим также для направления бумаги, и двумя резиновыми роликами в передней части вала. Ролики и корытце легко доступны при снятом вале.

Для обеспечения во время письма равномерно окрашенных оттисков поверхность вала (рубашка), должна быть совершенно ровной и гладкой. Чем массивнее вал и плотнее резина, тем лучше получаются последние копии в закладке и, следовательно, тем большее число экземпляров можно получить на этой машине.

Механический интервальный замок 4 служит для установки нужной величины интервала.

Рычаг перевода строк 5. Потянув за ручку (правую или левую) рычага вправо, печатник движет каретку слева направо к началу новой строки. Одновременно рабочая часть рычага в виде пальца-упора, взаимодействуя с интервальным замком, упирается в зубчатку вала и толчком вперед вращает вал на установленный замком интервал, при этом написанная строка поднимается вверх на такое же расстояние.

Таким образом, в процессе письма бумага поднимается рычагом перевода строк; опускается же при вращении вала на себя от руки на определенное число щелчков.

Бумагодержатель 6 представляет собой горизонтальную линейку. Он служит для прижатия бумаги к валу и выравнивания ее перекоса, для горизонтального графления карандашом и направления движения бумаги вверх.

Рычаг свободного хода каретки 7. При нажиме на одну из двух лапок рычага (у левого или правого края каретки) каретка свободно и быстро движется справа налево. Пользование рычагом значительно ускоряет работу.

Ограничитель хода каретки со стрелкой 8. Это небольшая деталь, неподвижно укрепленная посередине переднего края рамы каретки. Благодаря двум выступам в нижней части она ограничивает движение каретки в начале и в конце полной строки. Стрелка ограничителя позволяет фиксировать (по делениям масштабной линейки) различные места строки, что особенно удобно при перепечатке табличного материала.

Центральная часть каретки, которую составляют перечисленные рычаги и детали, носит название вкладыша или полукаретки. Вкладыш - подвижная часть; при действии специального механизма (регистра) может быть поднят на 7 мм.

Каретка движется легко и строго горизонтально. Это обеспечивается тем, что в нижней части каретки имеются два больших ролика в форме катушек и два плоских, которые катаются по двум горизонтальным направляющим валикам: передней и задней штангам.

В случае надобности каретка легко снимается. Для этого ее нужно довести до крайнего левого положения, поднять вверх рычажок у левого верхнего края станины и одновременно поднять немного вверх передний край каретки, после чего ее осторожно вынимают из машины в левую сторону, при этом тяга автоматически снимается с правого нижнего края каретки и переходит на специальный крючок. Чтобы установить каретку на место, указанные действия нужно произвести в обратном порядке, при этом тяга вновь автоматически переходит с крючка на каретку.

Измеритель числа строк 9 (пюпитр) представляет собой выдвижную линеечку с делениями, равными интервалу. После того как на первой странице исполняемой работы будут написаны 30 строк (норма), выдвигают линеечку вверх до совмещения ее загнутого конца с верхним краем листа бумаги. На всех последующих страницах последняя строка письма (30-я) будет печататься тогда, когда верхний край бумаги совпадет с концом линеечки. Таким образом определять последнюю строку письма гораздо удобнее и быстрее, чем делать предварительные пометки карандашом или наколы, что обычно практикует большинство даже опытных машинисток.

Кроме того, в процессе письма верхний край листа, совпадая с делениями линеечки, указывает, сколько строк уже написано и сколько еще осталось написать, что весьма удобно при написании подстрочных примечаний.




© Bynker, 2007-2008